Роман Шебалин
ИЗМЕНА
(Сон Юрки Тудымова)
-
Почему-то позвонили мне поздним вечером; поднявши трубку, с удивлением
отметил: незнакомый голос, чуть-чуть ехидный голос, даже - слегка торжественный
голос. Голос мне сообщил, что: достали билеты на последний рейс и что самолет
у меня через три с половиной часа, и что я еще успею собраться, может,
что-то дорисовать, дописать...
-
Удивился? Нет, не голосу, не звонку (ждал ведь...) - удивился, кажется:
- я действительно знаю: да-да, конечно, самолет через три с половиной часа,
а я, несомненно, успею собрать свои вещи, дописать новую поэму и закончить
твой портрет. Обыкновенный рейс; я удивился его обыкновенности; поверил
голосу.
-
Зачем?
-
Не было суматохи. Спокойно переоделся, дописал поэму, с портретом, правда
пришлось повозиться, но минут через десять-двадцать - завершил эту трехлетнюю
работу; завернув его в газету, спокойно стал собирать сумку: пара записных
книжек, авторучка, циркуль, томик стихов Андрея Белого, новая поэма, небольшой
хрустальный шарик, соль, спички, бомба, завернутый в газету твой портрет,
немного денег, впрочем, нет, деньги тут же выложил, вспомнив, ведь не понадобятся...
-
-
Город, вероятно, спал; но - круги, квадраты и ромбы вечерних искрящихся
окон, наполненные тугим желтоватым светом разбитых куриных яиц, казалось,
- танцевали какой-то продрогший и - жаркий бессмысленный танец, гибкие,
влажные тени, словно африканские звери, распластавшись по шершавым стенам
грозящихся взорваться домов, лепетали, шипели, но - радовались некой непонятной
свободе. Город - до краев, до кроваво-черной пены туманного заката - кружился,
вихремый этими танцами родными, безумными... А ветер вертел окна и тени,
ветер - во мне, в городе - был странною правдой, которая в немощном сознании
моего невероятного спасения - где-то там, где нет почти мне, а только -
я, необманувший зло, но, кажется, добро предавший, подарил тебе, нет! подарил
бы тебе этот навек заверченный город, город, в котором мы уже не умрем.
-
-
Обыкновенный салон самолета напоминал - заброшенный вагон-ресторан: кривенькие
жестяные столики, складные стулья, пол - тертый линючий линолеум, закопченный
расписной потолок в помидорных истеках; навстречу мне из боковой полупрозрачной
двери вышел пилот.
-
- Здравствуй, дорогой друг, - он протянул коротенькие руки свои с маленькими,
показавшимися мне пастельными мелками, пальцами.
-
Я отшатнулся. Что-то испугало меня.
-
- Не бойся, - пилот, будто нехотя, улыбнулся, - это недолго.
-
- А: обратно? - зачем-то спросил я, в глубине души, правда, надеясь, что
ничего обратного уже быть не может, что, даже если самолет и не полетит,
я смогу хотя бы на миг - представить: все это... останется только во мне,
она - останется...
-
- Обратных рейсов больше не буденьки; этот рейс последний, - и добавил
после, слегка пожав плечами, - я на пенсию выхожу.
-
- А когда полетим?
-
- Слушый, чего это тэбэ надо? самолет ест, да? пилот ест, да? кресло -
любое выбирай - ест, таки-да? таки ты и думаешь, что мы не летим?
-
- И мы уже... оторвались от земли?
-
- Уже; вы все давно оторвались...
-
- Пардон, я неточно выразился, собственно, мы - летим?
-
-
Но я задавал глупые вопросы. Я понимал, что летим давным-давно; я хотел
казаться идиотом - только бы не думать; как Королева советовала Алисе:
о чем-то подумать, только бы - не плакать; я задавал глупые вопросы, чтобы
не думать.
-
Никогда не мог объяснить себе, что такое страх. Но вдруг, в таком сквозном
салоне, понял, - как лист дерева, он сорвался, он - в полете, мертвый уже,
живым он не мог летать.
-
Никогда не доверял страху, но - за запотевшим иллюминатором взвывал ветер;
эхо; по полу каталась колба, задевая за ножки столиков, стульев; эхо -
хрустело...
-
И - рассыпалось; давно ушел пилот, оставив меня в полном одиночестве.
-
Никогда не понимал зависти. Можно завидовать камню, что творение он природы,
высокое, славное; и - он всегда раньше меня, лучше меня, но ведь камень
молчит, и молчание его изнутри высасывает меня... Так, порою, зависть,
внутрящая меня, вхлестывается лепестками стальными, рвет на красивые части
- начинаю завидовать самому себе.
-
Тогда хочется убить себя. назло, чтобы некому было завидовать.
-
Вспарывая пространства, летит самолет...
-
-
Я сидел в ореховом кресле с высокой спинкой перед квадратным столиком,
на столике красовалась с мятной испариной холодная бутыль кефира; в салон
вошел (через полупрозрачную дверь) мне незнакомый высокий стройный человек
в блестящей белой тройке. Глаза его были закрыты, но лица у него не было.
-
Незнакомец грациозно сел напротив меня, на невесть откуда взявшийся трехногий
табурет.
-
"Почему глаза его закрыты, - думал я, - это тайна?"
-
Незнакомец в белом звонко откашлялся и сказал:
-
- Тебе будет очень больно, когда разорвутся бомбы в глазах твоих!
-
- А Вы тоже летите?
-
- Нет, Я возвращаюсь, Меня вызывают, давно вызывают, Я возвращаюсь по вызову.
-
- Откуда?
-
- Из Себя, конечно.
-
- Вы сами себя вызываете из себя?
-
- Нет.
-
Тогда я понят, что он врет. Никто его никуда не вызывает, он просто издевается,
вероятно, надо мной.
-
- Меня вызывают, - повторил незнакомец и раскрыл глаза.
-
Я вздрогнул. Простые глаза, - стоило их закрывать! А незнакомец встал и,
сказав,что ему пора, стал пробираться к выходу, это было сложно: обвалился
потолок, и огромная куча золотистых черепков возвышалась на черном ковре
перед дверью.
-
- Простите, но кто же Вы?
-
- Я? Я каменщик.
-
- Тогда возьмите, - я протянул ему циркуль, - он Вам теперь больше понадобится.
-
- Да? спасибо, - положив циркуль в жилетный карман, каменщик пожал мою
руку, - сейчас ужасная суматоха, Я забыл представиться, Меня зовут Архитектор
Вселенной.
-
И - вышел.
-
Я опять остался один. Пришли рабочие, тучные и гордые, убравши кучу черепков,
разбили один иллюминатор...
-
-
Постепенно светлело.
-
Где-то там, внизу, словно внутри земли, вставало солнце; и меня, понимающего
это, распирала страшная неизъяснимая тоска.
-
Почему вдруг?
-
Позвонили. Трубку подняв, услыхал, как воет ветер; и - говорил голос, что
счет оплачен, что сейчас придет кассир и вручит мне доверенность на приобретение
солнцезащитных очков.
-
Самолет пролетал над Средиземным морем. Из-за стены доносилась ругань двух
пьяных шахматистов делящих одного желтого коня, а по столу переползала
с места на место маленькая лужица вишневого варенья. Я вспомнил: в детстве
я обожал вишневое варенье, мнилось мне: могу съесть один миллион тонн вишневого
варенья... понял позже, что один миллион - это очень много, очень много
варенья; какого черта я понял это?!
-
Обернулся; за соседним столиком сидела девушка.
-
"Кассир", - почему-то сразу подумал я и спросил:
-
- Скажи, сестренка, ты не местная?
-
- Нет...
-
- А, скажи мне, - я должен отвечать за все, что я сделал, или уже - все
- можно не отвечать?
-
- А ты что-то сделал?
-
- Но как? мне сказали... мне обещали, что этот рейс - последний...
-
- Для тебя - да, для меня - совсем нет.
-
- А ты куда летишь?
-
- Я хочу родить крысу.
-
"Не кассир", - подумал я.
-
- А-а.
-
- Я вру.
-
- Спасибо, я понял.
-
Пока.
-
- Привет! - и девушка исчезла.
-
-
Тоска - самое отвратительное из человеческих состояний. Когда то, что еще
чудом сохранилось там, внутри - рвется на волю - предать свое тщедушное,
никому не нужное уже, тело; легкий камень - огромный, там внутри - который
поглотит пространства, вспухнет одною страшною мыслью: разорваться! пусть
все, что не случится... когда я искал его всю жизнь, искал его, предателя,
нашел, грохнулся перед ним на колени, взмолился: возьми меня с собой, я
- добрый! А он взял и - убил меня.
-
Но огромная (как камень?) просьба: ты не могла бы не верить в это? очень
прошу.
-
Выпал тогда первый снег.
-
- Да, послушай, сестренка, - я обратился к сидящей на столиком соседним
девушке, - ты местная?
-
- Да ведь здесь нет места.
-
- И как тебя зовут?
-
- Для тебя - Ия.
-
- Красивое имя; ну что, родила крысу?
-
- Конечно, вот, смотри.
-
На ладошке ее сидела, поджавши розовый хвостик, толстая зеленая крыса и
смотрела на меня скверно своими голубыми глазами.
-
- Я нарисовал тогда твой портрет, тогда - года два назад.
-
- Так мы и не были тогда знакомы, хотя, уже все равно, я выхожу, дома заждались
- шутка ли - почти на четыре года в другой город...
-
- В какой?! - почти закричал я, - в какой город?!...
-
- В - город? не знаю... в другой... - она пожала плечами и вышла.
-
- Да ты бы осталась, - пробормотал ей во след.
-
-
Вернулся пилот.
-
- А вот как ты думаешь, вот я полковника возил, вон он за столиком водочку
пил, про фашистов рассказывал да про Ленина, да и еще мальчика вот возил
тоже, смешно такой, круглый, Петенькой звать... Жаль, не правда ли?
-
Самолет летел в тучах, самолет знобило - дребезжал хрусталь в шкафу, а
на столике предо мною лежал твой п-п-портрет.
-
- А я умею писать стихи.
-
- Это плохо. Ну, ладно, почитай мне, а я тебе за это телефон подключу.
-
Вытащил я из сумки два года назад отпечатанную в каком-то кооперативном
издательстве свою новую поэму, пододвинул поближе микрофон и начал читать:
-
"Я не помню, но огромный зал рукоплескал мне: перед сценой, где я, с букетом
черных ирисов в руке, выговаривал в хрипучий микрофон слова свои, стоял
пустой ряд золотых, полуистлевших кресел с красивыми выгнутыми спинками;
читал стихи и плакал, а слезы мои, замерзая тут же, стучали по черному
деревянному пюпитру, слезы - горстями грохочущего гороха со сцены - в зал
ссыпались: обрушивались: сухим треском - рассыпались; часы три с половиной
часа били полночь, но слезы - рассыпались по разваливающемуся залу с какой-то
немощною злостью; и пилот, удивленно топорща усы бормотал Харе-Кришна маха-мантру...
-
-
Вошедший поразил меня своими невероятными, постоянно меняющими цвета, очками;
очки трепетали, взлетая и заигрывая с бликующими иллюминаторами, разноцветные
птицы кидались маленькими взрывчиками из-за очков: в воздух.
-
- Вы - Ганс Христиан Андерсен? - спросил я, будто бы радуясь странной догадке.
-
- Не смейся, не переношу смеха... да и глаза болят...
-
- Извините.
-
- Нет-нет, Маленький Принц я, - и он рассмеялся звонко, потолок над ним
треснул - на столики просыпались струи песка.
-
- Ну, как там - на планете?
-
- На какой планете? молодой человек, Вы хоть понимаете, с кем разговариваете
Вы? мне ранить нельзя, я - добрый.
-
Но тогда я убил его. Да-да, не удивляйтесь, я действительно убил его и
выбросил за борт; улетая навсегда, Маленький Принц сошел с ума и рассказал
мне о том, что барашек умер с голоду, а розу пришлось подарить пьянице.
-
Валерий Яковлевич Брюсов, который никогда бы не поверил мне, не сказав
ей, что, мне не поверив, все-таки смог, там, где никто другой, кроме, пожалуй,
того, кто был там, где уже никогда-никогда: там, где...
-
Дождь почему-то шумел за иллюминаторами."
-
- Нелепая поэма, - медленно проговорил пилот.
-
- Я старался.
-
- Не понимаю.
-
В салон самолета вошли, держась за руки миссис и мистер Харгривс, не замечая
никого, они прошествовали сквозь другую сторону стены салона и растаяли.
-
- Останься, прошу! - почти закричал я.
-
- Нет, ну нет, мне пора выходить, пора просыпаться, что будет с ним, если
я умру - во сне...
-
- Да ладно тебе, не все ли равно...
-
- Нельзя.
-
- Может быть, я тоже проснусь и тогда, тогда смогу ли я? вон в ту дверь...
я смогу...
-
- Не уйдешь, не проснешься.
-
- Навсегда.
-
Снились друг другу.
-
Какого черта я помню хорошо так!.."
-
-
- Нелепая поэмка! - воскликнул пилот.
-
Я поморщился и отвернулся.
-
Элэн сейла лумэнн омэнтильво!
-
Я старался. Не понимаю.
-
-
- Меня зовут Джокер. Я прозрачный.
-
- А что ты умеешь?
-
- Я летатель, я умею летать.
-
Согласившись с ним, я ввел себе морфий и уснул. Но огромные колючие жабьи
подсолнухи вспучивались, пенясь; я бежал по коридору за человеком, нес
который фиал с кровью, я смеялся ему во след - по квадратному коридору
- во след, где лопались, пенясь, огромные жабьи подсолнухи; так навь -
выявлялась из кожи моей, камень, распалившись наконец, ожил там, застонал,
заворочался, а тело вес потеряло... Чувствуя себя нутром самого себя, из
самого себя вырываясь наружу (вовнутрь), себя - пустого и легкого, ненасытного
в ужасном желании - жить: мыльный пузырь, окаменелый от боли, пузырь! п-п-пузырь!
зырь! Боялся! боялся увидеть себя таким, и - тебя такой: убил! Тогда -
пузырем убил. Это объяснение в любви? Да!!
-
-
Это была девушка та, которая разбудила меня и напоила водою... из родника.
-
- Ты... ты, почему вдруг? что ты здесь делаешь?
-
- Работаю.
-
- Кем?
-
- Кассиром, я тебе счет принесла.
-
- Кто? - выкрикнул я, - кто платил?!
-
- Ты.
-
- Когда?
-
- Сейчас.
-
Я все понял. Понял, что хочу умереть не своей - чужой смертью, чтобы: как
будто остался жить, а на самом деле уже умер. Хочу смотреть смотреть простыми
глазами сквозь прозрачные своды храма на чистое небо, понимаешь, я хочу
предать свою смерть; интересно, это еще можно, или поздно уже? Вот и шарик...
-
Хрустальный.
-
- Сейчас, только ты представь: какою смерть предпочитаешь умирать?
-
- Чужой, ведь можно умирать чужой смертью?
-
- Чьей именно?
-
- Своей, мне кажется, это вполне логично и достаточно оригинально.
-
- Ладно, - она вызвала пилота.
-
Пришел пилот; замерил мой пульс, вес, рост, количество прожитых дней и
вышел в коридор за фиалом.
-
Тут появились двое в белых халатах. Она постучала каждого по голове резиновым
молоточком и, убедившись, что оба - спят, спросила меня:
-
- Эти добрые люди попробуют помешать тебе ответить на наш последний вопрос,
готов ли ты простить их и подарить им крах самоуверенности и смирение?
-
- Еще бы!
-
- Хорошо, - и врачей увели, и привели некого человечка с отвратительно
нежным лицом.
-
- Вот он первый будет пытаться предать тебя; и его, сможешь ли ты простить?
-
- Наверно, не каждый же день можно почувствовать себя спасителем.
-
- Верно, но подумай хорошенько, он захочет отвезти тебя к этим двоим в
белом; они не догадываются, но они - в сговоре.
-
- Да? - сомнение закралось в мою душу, я подошел к человечку поближе и
спросил:
-
- Ты и вправду пожелаешь помешать мне ответить на последний вопрос?
-
- Да, увы, я буду, конечно же, очень торопиться, я знаю: это глупо, но
ведь теперь ничего не поделаешь... а вот, может,.. возвращаясь обратно?..
как-то искупить...
-
- Ладно, - сказала кассир, - я проверю его после, как он из реанимации,
куда он тебя отвезет, поедет.
-
Маленького человечка увели.
-
- Да, и еще: прощаешь ли ты и ту, которая любит тебя?
-
- Господи, ну это еще зачем?
-
- Ее картотека не подготовлена еще, а ведь влюбленные так неуемны...
-
- Ну прощаю тогда.
-
- Хорошо.
-
- А теперь, - торжественно зазвучал голос, - дай честное слово, что не
покинешь этот салон раньше времени назначенного!
-
- Не покину...
-
- Прощай, - сказал голос и пропал.
-
- Мне тоже пора, - улыбнулась кассир, - этот рейс на сегодня заключительный,
а у меня еще три твоих просьбы. Надо успеть. Но потом я вернуть - помнишь?
задать последний вопрос.
-
- Не долго ли? я успею? не забуду? не проснусь?!
-
- Конечно, - казалось, она плачет, - но я хочу тебя предупредить: однажды
ты наконец поймешь, что ничего не успел, что времени нет исправить... и
это будет ложь; ошибок не существует; никогда.
-
- Но... я хотел бы ошибиться, сейчас...
-
- Это объяснение в любви?
-
- Да.
-
- Спасибо. Теперь осталось всего лишь две просьбы; прощай.
-
- Но... когда же я снова увижу тебя?
-
- Я сказала: никогда.
-
- Какая красивая реминисценция, - медленно проговорил пилот, - только грустная.
-
-
Полупрозрачная дверь растворилась с легком скрипом. В салон самолета, занесенный
серосиреневым октябрьским снегом, вошел художник, посмотрел мне в глаза
и изрек:
-
- Ты не знаешь меня, подлец!
-
Потом художник ушел.
-
И где-то играл марш.
-
-
Самолет, вероятно, разгонялся: летел все быстрее и быстрее: стремительно
вдруг стал таять снег, распустились подснежники, ландыши, ирисы; после
- грянул ливень. И в туманном мерцании летнего ливня вырастал город, вечнозеленым
мертвым лесом - стремительно вырастал город; прошло всего несколько часов
- утром: по городу забегали люди, размахивая пылающими флагами и цветами,
на них осыпались хладными листьями ромбы, круги и квадраты искрящихся вечером
окон, окна - исчезали, полупрозрачные, они бросались друг в друга ядовитыми
лунными бликами, так - вспучивающееся солнце угрюмо танцевало безумие средь
погибающих навеки камней, цветов, зверей и деревьев; праздник: город унизительно
обретал прозрачность, а формы зданий, выявляясь, меркли - пропадали совсем,
рассыпаясь на продрогшие искры рассвета; - самолет летел сквозь город,
а в городе неистовствовал - скользкий, из легких лезвий - ливень!
-
- Это Вы? Вы?! - завопил я, но снег взметнулся со столиков разорванным
покрывалом радужных искр; и тот, кто, так невероятно теперь оказался -
здесь: неизъяснимо скорчившись улыбочкою безобразной, прошептал:
-
- Ну - как? ну-ну-ну: что?
-
Я остолбенел. Ответ, тот еще, злой, неотвратимый, сам навернулся свистящею
слезою, затрепетал - как визгами брызнули стрижиными слезы:
-
- Трудности с жилищной проблемой!
-
- ?..
-
-
Там, где - время за временем: исчезало, проваливаясь в прозрачность, возникали
люди мне знаками; там, где во грохочущем городе вился в лиловеющих хлынях
вялых - лился из велсего неба - на опрокинутое в бури гремящие лицо города,
пористое, старое (сквозь него летел самолет) - проливался я: неистовствовал
ливень.
-
И было: коридоры квадратов, ромбов, кругов, кипящими лезвий глазами наполненные;
но самолет несся сквозь боль и дома, и бульвары, минуя людей, до пробуждения
неизбежно оставляя не более двух минут...
-
Я с нескрываемым ужасом ждал обещанного последнего вопроса, но оставалось
бесконечно мало времени, но, может быть, я ответил уже?
-
Ты сказал свой ответ!
-
Да? Но что на спросила? Она простила тебя?
-
Она спросила? -
-
- Смог бы ты пожертвовать всем ради любви своей, всем, что ты создал, смог
бы ты предать мечты свои - бросить их на откуп смерти; просто - отказаться?..
-
А что? что ты ей ответил?
-
- Да. Я ответил: да.
-
Но ведь ты не отказался.
-
Она спросила? -
-
- Смог бы ты пожертвовать любовью своей, бросить ее на откуп смерти?
-
И что, что ты ответил ей?
-
- Но она простила меня.
-
Ей было все равно.
-
- Да, я ответил. Да.
-
Знаю, потому и смог отказаться.
-
- И от любви?
-
И.
-
- Глупости, это вполне логично и весьма оригинально.
-
-
Не более двух минут, обезболенных небом, чтобы в небыль упасть, все позабыв,
что не более двух минут, заставит забыть о счастье не более тех двух минут,
которые бомбами грянут в скользких глазах моих...
-
В салон вбежал еще кто-то; он закричал обидные мне слова, он снова хотел
убить меня, чтобы остаться живым, орал он, размахивая руками-круживчиками,
о любви своей , о том, что ты тоже полюбила, нет! полюбила бы... Он был
готов ко всему, но - кроме смерти же... Но это - исполнение третьей просьбы.
-
"Как в сказке, ей богу", - усмехнулся я.
-
Передо мною стоял пилот.
-
- Ну, бывай, друг, дальше один полетишь, с управлением ты уже освоился,
а мне пора, я и так сильно тут задержался.
-
А когда захлопнулась за ним полупрозрачная дверь; чувства ли, мысли - исчезли,
только одно: непреодолимо захотелось туда - на свободу.
-
Но самолет на чудовищной скорости несся в даль, - как же так, ведь: все
уж... Ливень умер.
-
Но там, за иллюминаторами - небо, небо, к которому еще нельзя, хотя оно
- здесь, к нему лишь привыкнуть надо, понять; почти что - во мне: дверь
открыть, чтобы во что бы то ни стало не оставаться в пустом самолете, который
летит, летит, летит...
-
Кровавым бликом вспыхнула, хлестнула по глазам, надпись упругая: "застегнуть
ремни"!
-
Опасно! я не успею? не успею! Что-что-что-то должно случиться? что-то:
что?
-
-
Как: - проснулся?
-
Удивительно непонятно - так вырван из сна.
-
Вскочил, подбежал к окну, распахнул его, улыбнулся - лучам раннего солнца,
обернулся - на миг задумался: последний вопрос, - о чем это?
-
Заметил - лужицу вишневого варенья на столике; перехватило дыхание, захотелось
плакать.
-
Но подошел к двери, а дверь засияла такой знакомой, такой неисполнимой
здесь, на земле - прозрачностью...
-
Еще раз обвел взглядом опустевший салон самолета и тихо отворил дверь.
лето1991-осень1994
в оглавление
написать отзыв