Роман Шебалин
Втоpое письмо
с Лав-Стpита на Лав-Стpит.
Найди в себе Ребенка
и пади на колени
перед Ним...
|
Несколько объясняющее причину.
- Нам словно не о чем больше жалеть, но... Я с каким-то странным содроганием
произношу это весьма странное словно "нам" - кто же теперь такие
эти "мы"? имеет ли право кто-то объединять своих пусть даже единомышленников
или ровесников этим звучным и бесцветным словом "мы"? Я не знаю.
И заранее прошу меня простить: ибо оправдание одно: всегда мне казалось,
что я - хиппи, а хиппи... какого числа это слово - единственного или множественного,
а может для хиппов так уж и все равно: хиппи, он - один, или: хиппи - их
много? Нет-нет, довольно с нас вопросов, давайте так: были хиппи, есть
- хиппи, и нас всем, елы-палы, в - кайф, потому что: мы - будем, вот так-то!
- Просто: решил немного поговорить о глупостях. Вокруг так много серьезных
аналитиков, амбициозных демагогов, что мне показалось вдруг: скажу я что-нибудь,
не зря, может... В конце-концов, хиппи я или - где? Пора начинать разговоры.
- Но, увы, разговоры у нас пойдут невеселые, и хоть впереди у нас само
собой разумеется - еще много всяческого стеба, мне грустно, чуть-чуть грустно:
не очень-то бы хотелось, чтобы письма мои прозвучали "голосом с Того
света", и еще - не желаю просто, чтобы в словах моих для вас протрубила
"заупокойная Хиппизму", нет, уверяю вас: моя вера - останется
при мне, а письма эти... так, простые Московские блюзы, только лишь блюзы,
о бейби!..
- Что ж, тогда начну с самого печального: с развала. В давние весьма,
августовско-путчевые деньки по Арбату неформалы мрачные бегали да вопили:
долой, мол, ГКЧП, не отдадим, мол... Потом - дринчали да пыхали на "баррикадах",
отчаянно ниспровергая свои былые пацифистические прикольчики - и вот уж
счастье привалило: победили Ельцин с демократией, и вообще всем неформалам
лафа была объявлена: что за жизнь, елыки-палыки, ну, блин, чума: без КГБ
и прочего совкового хлама, и вообще: да здравствует Республика! ("Свобода
на баррикадах-бис-прим.")
- Что делал я? В первый же день заварушки организовал Движение Непричастности
к Сопротивлению (недавние "октябрьские события" меня еще раз
убедили: Непричастность - это просто в кайф) - и долго я еще аукал пацифистов
и хиппов, коим разные политрасклады совковые по фигу, которым одинаково
вольготно (читай: хиппово) живется и при КГБ и без КГБ. Ан - оппаньки,
что ж, тогда я торжественно объявил: Август тот славный был последним деньком
в истории совковского (в смысле - российского) неформального движения:
приехали, милые, - Андерграунд сам себя угробил!
- Хотя, виноват ли он в этом? Ведь совсем не из чувства Глубокого Патриотизма
братки и сестренки кинулись защищать Ельцина, - может по приколу (впрочем,
это-то как раз самое ужасное - сотни ведь людей пришли туда совсем не по
приколу!), или может быть, у хиппов пробудилось желание приобщиться к Совку
в его, так сказать, наивысшей форме развития под названием "вор у
вора дубину ворует при аккомпанементе дюже воняющего пушечного мяса (читай:
народа)"? Ну тогда вы, милые мои, те, кто хиппами себя называли и
при этом чего-то еще защищали - вы никакие не хиппи и отвалите
пожалуйста, неча славных Детей Цветов позорить!
- (Конечно, свет клином на всех этих баррикадах не сошелся, - это я так,
для аллегории вящей.)
- К чему это я? - да все очень просто. Совковское движение хиппи благополучно
погребло себя под руинами той Империи, которую они как бы и не-любили,
но дарами ее-таки пользовались. Хочу тут же для убедительности напомнить
вам древний софизм: Нельзя отрицать то, чего нет.
- Да, мы жили в клетке, нас били. винтили, над нами издевались, - но,
дорогие мои, во-первых: назвался груздем - полезай в кузов, а во-вторых:
да вся культура наша, так сказать, хипповая, и была построена на постоянной
нервотрепке несчастных братков и сестренок, которые, может - если и были
бы менее несчастными - не были бы хиппами... Один отдал глаз свой за Знания,
мы - платили болью за таинство нашего легкого бытия, - мы были нужны, у
нас был священный страх перед собственной жизнью, он объединял...
- Ныне же, Навью вскормленные, мы умираем. Извините.
Тpетие письмо
с Лав-Стpита на Лав-Стpит.
И еще понять беззлобно,
Что свою, пусть злую, мать
Все же как-то неудобно
Вечно в обществе ругать.
|
Полуистоки.
- И что, нам-таки жилось плохо? дык, елы-палы, что-таки было плохого?
Страна ведь дала нам потрясающий шанс хоть кем-то стать, хоть как-то -
утвердиться, хоть что-то - сделать. Рискуя показаться смешным, повторю:
крестным отцом отечественного хиппизма был - Л.И. Брежнев (и вся его структура
власти), - это они создали такие потрясающие милые невыносимые условия
для успешной деятельности в СССР всевозможнейших "неформалов":
начиная от, скажем, Солженицына и кончая да хоть Е.Летовым! Факт, что множество
приколов и прибамбасов нонконформистов восьмидесятых - прямое следствие
деятельности "шестидесятников" на ниве "обериутизма"
тридцатых... но собственно, прикалываться по этим уже всех доставшим фактам
мне право не охота, я (сперва) о другом: буквально пара абзацев о российской
(читай: совковой) культуре. Что мы тут имеем?
- Первое: Сам классический совок, уходящий корнями еще в державинские
оды, о нем распространятся особенно не будем, скажу только, что - безусловно
согласен с утверждением Брюсова В.Я. относительно полного единства и взаимопонимания
поэта и власти: поэт либо придворный, либо - "джордано бруно".
- Так, второе: наше горемычное диссидентство. Тут даже как-то и ругаться
неудобно, поскольку ведь: "страдали за правду люди", (см. Некрасова),
однако, дорогие мои, Мандельштам - хороший поэт (т.е. Поэт просто) вовсе
не потому, что его большевики сгубили, а потому что - стихи писал, и -
все. А вот, скажем, Солженицын вряд ли может быть хорошим писателем только
по причине своей "непобоязни" написать, (таких писателей в совке
всегда было предостаточно - я их величаю "отчеттисты", они, как
правило, очень любят докапываться до правды жизни, при этом обязательно
подыхая под забором как последняя крыса, или же - доживя кое-как за кордоном
до перестройки, оглашают ныне помоечные просторы совка тирадами
о "наставшем светлом дне"...). Впрочем, мое мнение по этому вопросу
весьма просто и покойно: Поднявший меч - на меч и подсядет, Поднявший щит
- на щите и вернется, Поднявший голову - свернет себе шею! А к слову скажу,
что лично мне право обидно, что подчас культуру хиппи причисляют к так
называемой "диссидентской культуре".
- Ну и наконец, третие: чернуха, уход в болезнь. Здесь по праву хиппов
пруд пруди: наркоманы, сатанисты, суицидники, толпы несчастных сектантов
разных видов вероисповеданий, цветов и бесстыдств. Что ж, в какой-то степени
- это и проще всего: наш, к примеру, родной "русский рок" вскормлен
был весьма успешно алкоголем, наркотиками, черными мессами и - подчас вполне
оправданными суицидами. Вообще, состояние "русского рока" мне
чем-то всегда напоминало Пир во время чумы в исполнении фениксоподобных
сектантов-аскетов пионерлагеря им. Деда Иова. В этой связи в рокеры были
записаны и Высоцкий, и СашБаш, и Янка, и многие, многие другие. Бог с ними,
я - о делах сегодняшних: долгое время "русский рок" был объединяющей
"на троих" бутылкой, за которой и забыться можно было, и, если
что - пойти, помахать ею да повопить что-нибудь нецензурненькое. А что?
хиппи, как показала ихняя (читай: нашинския) практика, вполне напиваемы
и наглюкаемы до состояния полного дауна, где и "усе идет по плану"
и - "кому умирать молодым"... Да-да, не обижайтесь вы, а - думайте:
к чему приводят "страсти роковые"? а, тот-то...
- Немного отвлекся я от обещанной "чернухи". Ладно, тут тоже
нечего особенно рассусоливать: всем понятно. Перехожу к главному: Совок,
Антисовок, Чернуха - вот то, на чем стояла и стоит (дай-то Бог!) Хипповская
культура, культура всеэсэсэровская, культура вечная ("до тех пор,
пока..."), культура наша ведь с вами, милые мои, я сам - хиппи, я
знаю, что - говорю...
- Итак, подведем итоги. Спасибо совку за ситуацию в которой успешно совратились:
сам совок, его оборотная сторона - антисовок и - плевок в рожу и тем и
другим - чернуха! Спасибо хиппам, которые всю эту бодягу так умело и органично
свалили в одну красочную кучу и нарекли полученное Своей культурой!
- Спасибо, милые, за восхитительную (восхиппительную, а?) Помойку! (Кто
знает - тот знает, как полезно порой на помойках бывать - найти можно там
разные полезные разности, - найти да домой унести: помойка-то большая,
чай не убудет, чай на всех хватит... но об этом - в письме следующем.)
- Всем спасибо.
Четвеpтое письмо
с Лав-Стpита на Лав-Стpит.
Истоки полные.
- Любезные мои! Хочу обратить ваше внимание на то, что никто так и ничего
не понял: вот мне и приходится рассуждать пространно о нелепых понятиях
типа ("фурия круче") искусство хипповское. Скажу честно, я совершенно
не знаю, что это за фишка такая и с чем собственно ее едят, а по сему -
поговорим лучше о конкретных (полных) истоках и архетипах этой самой фишки.
- Прежде всего, - обычно происходит так: допустим, некто пишет книгу
(песню, картину), разным ребяткам эта книга (картина, песня) дюже нравится
так, что ребятки эти на почве общей любви к вышеупомянутой книге (песни,
картине) объединяются и кайфуют. Получаются в результате "клубы по
интересам" (те, которые давеча обзывались "неформальными")
как то: металлисты, толкиенисты и прочие субсектанты с облегченной кармической
заверткой. Но - с хиппами сложнее.
- И если посмотреть непосвященным (нормальным) взглядом на то, что нам
предлагают почитать, посмотреть, послушать эти самые любезные хиппи, -
то узрим мы: нашу общую Драгоценную помойку.
- Итак, некий "пришлый лох", залетев вдруг на крутую тусню
(хотя бы эдак 86-89г.г.) мог получить (при достаточной своей настырности)
изрядные сведения о десяти дюжинах всевозможнейших религий, кроме того:
ознакомиться с историей рок-музыки, как совковской, так и закордонской,
с яркими иллюстрациями в виде чудовищной помеси "Цеппелинов"
и БГ на люберецкой, прости Господи, гитаре, а также - выслушать неимоверное
количество телег и догонов о жизни и деятельности хоть С.Саровского, хоть
Ф.Аквинского, хоть Ю.Наумова, хоть С.Макаронова, и еще - получить полсотни
ценнейших кулинарно-кумарных рецептов, и еще, и еще... Словом, хиппи бы
научили в массе своей любого несчастного лохушку жить, петь и умирать по
всем своим неписанным законам за каких-нибудь часа два, после чего этот
просветленный искатель фольклора был бы свинчен ментами, укуренный, пьяный,
грязный, с порезанными запястьями и трехчасовыми словооборотами, общий
смысл которых сводился бы к рассказу о нехватке денег для поездку в Катманду,
где его, мол, давно уже дожидаются Леннон, Моррисон и Будда... И дальнейший
путь просветленного лохушки определить было бы не сложно: крейза, братцы,
крейза.
- Ну, что, поняли? - ведь я привел классический пример хипповской "литературной"
байки, так сказать, фенечки. Итак, фенечка. Что для этого надо? Конечно
- главный персонаж - хиппи. Хиппи - добрый, веселый, немного в постоянном
депрессняке (или - дауне, как хотите), что, однако, не мешает ему постоянно
радоваться жизни на лоне природы или на тусовке городской просто. Несомненно,
этот славный браток на дружеской ноге буквально со всеми, о ком он имеет
хоть какое-либо представление (обычно список сей укомплектован более или
менее известными писателями, рок-музыкантами, художниками, мыслителями
древности, политическими деятелями, богами, литературными персонажами,
стихийными бедствиями, гиперструктурнохаотическитрансцендентализированными
псевдоапперцепциями и т.д., по возрастающей прогрессии), причем все эти
типы по словам нашего братка ну буквально только что здесь тусовались,
а таперича скипнули, но скоро появятся вновь.
- Далее, этот дивный браток, без роду, без племени, без национальной
и расовой принадлежности, абсолютно всеяден и любвиобилен (во всех самых
тончайших смыслах этих слов). И если ему не вломушки (что конечно мало
вероятно, но все-таки...), то он всем и каждому готов объяснить, что вот
все это такое, и даже многое показать на практике, ибо: двигать крышу в
любую сторону (на выбор) - для хиппа дело святое, а уж если наш несчастный
лохушка еще и женского пола, то несомненно, повествование о, скажем, фри-лаве
после ужина-обеда-завтрака ништяками в "Туристе" будет весьма
бурным и порою очень убедительным. Еще бы, для настоящего хиппа - фри-лав
такое же святое дело, как и продвижка крыши в любую сторону (на выбор),
впрочем, оговорюсь сразу - "любые стороны", они - дела далекие,
в вот "лав", она тут, рядом, родная, так что, сами понимаете,
насчет нежелательных беременностей, дурацких абортов, венерических заболеваний
и - просто разбитых сердец... все-все, молчу, это уже не смешно, это уже
не мое письмо, я об этом не писал, вы и сами все знаете...
- Так что вернемся к нашим, так сказать, баранам, вернее - барану. Без
сомнения, наш славный баран, то есть, тьфу, браток, - сочиняет стихи ("В
их руках были цветы, А их винтили менты!"). проигрывает на гитаре
("Поручик Ржевский вернулся домой, о е, бейби, крейза, лет ит би!.."),
порисовывает картинки ("Сон, вызванный полетом гранаты по телефону
02, за 5 минут до начала последней весны"), и вообще кладет порою
на все с прибором, что и доставляет ему бурную депрессию, приперченную
гопниками с ножницами для похайрания и подсоленную ментами с дубьем для
избивания. Но при этом учесть надо, что и гопники и менты, и дикое количество
родных и близких (которые хотят из нашего братка сотворить по меньшей мере
дауна-дружинника с тремя высшими образованиями) - все они являются неотъемлемой
частью хипповского фольклора, я бы даже сказал: тем живительным родником,
коий питает широкую неиссушмую канаву (читай: океан) неиссякаемой хипповской
премудрости (читай: культуры).
- Что для братка главное? Главное - красиво и изящно (на свой, хипповский,
вестимо, манер) выйти из любой совковой ситуации, оставив всех совков этих
толстых в дураках, - т.е. совершить ну прям - триста три подвига Иванушки-дурачка
и попасть опосля содеянного ну, скажем, в Катманду... (Причем это самое
Катманду может находиться совершенно где угодно: в Сайгоне, на Алтае или
по адресу ул.Потешная,3, в палате суицидников).
- И это - лишь малая часть аспектов жизнедеятельности нашего хиппового
братка, но - хватит пока. Несомненно одно - архетип (психотип) хиппкультуры
нами найден и, худо ли, бедно ли, - охарактеризован. Теперь осталось добавить
к нему еще три-четыре ключевых словца, как-то: трасса, травка, колесо,
ништяк, умат, крутняк, ну и т.д. - по вкусу...
- На сем письмо свое третие заканчиваю. Не хочу раскрывать все карты
сразу, но скажу вам все же: речь у нас идет ведь об архетипе Несуществующей
культуры, парадокс, не правда ли? Но о парадоксах - в следующий раз.
Письмо пятое
с Лав-Стрита на Лав-Стрит.
Несколько ласковых слов в защиту хиппи.
- Господа, вы, собственно, никогда не задумались о том, чем это хиппи
отличается от простого бомжа? По существу, - боюсь, что - ничем. Дринчит,
торчит, ведет антиобщественный и низкоморальный образ жизни; больной и
грязный, является он разносчиком всяческих зараз: как физических, так и
духовных, амбициозный психопат с манией величия...
- Ну, что - съели? И ведь это еще не все. И ведь - правда. Говорят, к
тому же, что хиппи всегда слушает рок; позволю с этим не согласиться. Не
рок и не всегда. Хотя, любителям эдакого музыкального стиля не откажешь
в честности и искренности (во всяком случае - по отношению к происходящему),
хотя идеи "рока - как - образа - жизни" весьма и весьма привлекательны
(свобода, черт возьми!), - мне всегда немного горько и обидно за несчастных
рокеров (счастливыми их не назовешь, правда ведь?) Несчастье как лозунг,
несчастье как флаг, но Бог бы им был судьей, коли они просто бы куксились
и возбухали где-то там, у себя, в катакомбах андерграунда, так ведь нет
же! - ворвавшийся с бутылкой (или гитарой, что в данном случае - то же)
в пристойный дом подлежит немедленному выдворению на улицу, или (уж простите
меня) - уничтожению. Смешно рассуждать о духовности и изотерических глубинах
пьяных воплей во дворе дома ли, на сцене ли, в крезе ли...
- Не в коей мере не ущемляя ни чьей свободы творчества, хочу просто напомнить:
свобода не может быть в пустоте, в небытие, в вакууме; со своими молитвами
в чужой монастырь не ходят. Впрочем, да, конечно, ходят: ходят и возбухают:
тут у вас не так, здесь у вас плохо, а там вообще погано, жизнь - дерьмо,
да здравствует гашиш! Моргот с ним, пусть - здравствует, но только, пожалуйста,
где-нибудь подальше.
- Я никогда не понимал, какой-такой кайф можно ловить с просмотра "ужастиков",
где - вспарывают вены, отрывают головы, выпивают мозги... Наша жизнь и
так заполнена этой самой "чернухой" до крышки, и неужто нам мало?
Зачем же еще добавлять? Кумар - передозняк - ломка - кумар - передозняк
- гроб (если есть), и все? Выходит, что - все. Им мало грохота города,
визга автомобилей, криков, ругани, стенаний, - они хотят это слышать еще
и в музыке; загруженные до отвала тяжестью и жестокостью, они уже глухи
к чему-то простому, может быть, не столь явному как - лязг и грохот...
- Упаси Бог, я вовсе не считаю рок - музыкой сатанинской, среди братков,
рок слушающих, есть немало добрых, мягких людей, но все же...
- Боль - атрибут ненависти и злости. Музыка, энергия которой суть страдания
и боль, подминает под себя, уничтожает, "зомбирует". Разницы
между такой музыкой и бутылкой (или машиной) - не вижу: сплошная наркомания:
допинг перед запрыгом на гору. Что ж, умирающий - мертв, плохо то, что,
падая, он тащит с собою многих, более, может слабых, нежных... Горный обвал
сметает с лона земли маленькие домики, где - вдумайтесь! - живут простые
люди, совсем не повинные в том, что какому-то несчастному захотелось вдруг
Заратустрой заделаться... Да хоть Сизифом! но, пожалуйста, подальше, неужели
не ясно - здесь люди спят.
- ...И тогда прогрессивные умы изрекают: общество сгубило лишнего человека,
был глашатаем правды который. Что ж, назвался груздем - полезай в кузов.
А в кузове том:... пьяных - в вытрезвители, психов - в дурки, бандитов
- в тюряги. ("Вор должен сидеть в тюрьме" - помните? так-то вот.)
- Попpосту говоpя, институт "рока - как - образа - жизни",
не выдерживая вышеупомянутых напрягов, отправляет своего подопечного прямиком
в ... (продолжить по вкусу), и не надо стенать об ущемлении прав свободного
человека, так как Свободному человеку освобождаться не из чего и, следовательно,
ущемить его - нельзя. Те же, кого-таки ущемили, на поверку выходят людьми
грубыми, мрачными и жестокими, и - совсем не имеющими никакого отношения
к искусству. С большого бодуна возвопить, расталкивая всех и вся, о своих
личных комплексах неполноценности - на это большого таланта не надо. Не
надо также и большого таланта для восприятия эдаких дринчально-торчальных
откровений...
- Но самое главное: КО ВСЕМУ ВЫШЕИЗЛОЖЕННОМУ ХИППИ НЕ ИМЕЮТ НИКАКОГО
ОТНОШЕНИЯ!
- Хиппи - не причем, потому что хиппи -
это свобода. А о какой свободе можно говорить (хм) в роке, если каждая
нота этого самого рока - разрыв и разгром, вырывание откуда-то куда-то;
и разве свободны эти вечно бегущие, алчные, грозные люди, жестокие, ненасытные?..
Нет, кайлом для пробивание дыр в стене рок вполне стал, но - простором
для жизни, тепла, любви?
- Хиппи не может быть не-свободным. Печально, потому что все больше
и больше встречаю завернутых, замороченных, ушлых субъектов, мpачно протестующих
против выисканной в глубинах своих иллюзий несправедливости. Печально,
потому что среди них - не на кого надеяться, некого любить. Сплоченные
некогда борьбой за свободу расходятся, разбегаются: борьба, пусть даже
самая наисправедливейшая не в состоянии объединять надолго (одни устают,
других убивают); объединяет любовь, и только.
- Теперь в защиту хиппи.
- ...И хотя многим и может показаться, что хиппи - это гнилая тусовка
дринчков, торчков и рокеров, пипл, не ломайтесь, есть еще и свободные (нормальные,
обыкновенные) хиппи... Кстати, есть ли? Быть может, быть может...
- Илри Лэйвлан
- лето 1994 г.
Последнее письмо
с Лав-стpита на Лав-стpит.
"За легализацию здорового образа жизни."
- Все очень просто. В последнее время нездоровый образ жизни стал чуть
ли ни нормой: в средствах массовой информации повсеместно рекламируются
алкоголь, наркотики, сексуальные извращения и т.п. Странно то, что подобная
пропаганда поддерживается на государственном уровне. В силах Системы запретить
рекламу безнравственного, губительного для россиян, но - она этого не делает.
Создается впечатление, что Государству приятнее иметь дело с пьяным, укуренным,
развращенным населением. Мы - несогласны. Нас опять пытаются заковать в
новые кандалы, профанируя на сей раз идеи российского андерграунда.
- Сленг из тусовок перебрался в ТВ, на радио, в печатные издания, это
- профанация.
- Хиппкультура подается подчас как культура бомжей и наркоманов, скалькированная
с американских стандартов. Сколько еще грязи будет вылито на глаза и уши
новых поколений тинейджеров? О чем, кроме "бредового веселья"
последних лет, знают вновь приходящие на тусовки девочки и мальчики?
- Виноваты мы. Сами. Мы доигрались. Видимо, придется собрать всю силу
воли и - покаяться. Не только мы, но и мы тоже - виноваты в сегодняшних
разврате и безнравственности.
- Пипл! на нашей культуре совок трупак свой отплясал. Все, хватит, сворачиваем
карнавал и сваливаем. Достали! Хиппари уже зарекомендовали себя в совке
как массы уpодливых раздолбаев, грязных бомжей, невоспитанных наркоманов.
Достали! Оставляем и бомжей, и раздолбаев, и наркоту там, куда кое-как
добрались, и - сваливаем. Если другого выхода нет - попытаемся сохранить
хотя бы то, что имеем. Не трогайте нас! Не поминайте нас в суе! Хиппов
записывали то в диссиденты, то в спасители России, то в двигатели прогресса.
- Но мы не желаем лить воду на колесо Государства, куда бы оно не вертелось,
мы не хотим никого никуда двигать; мы, как и встарь - свободны, мы уходим
домой!